Ботанический Сад ИГУ - Home page of the Botanic Garden of ISU      flag_rus.gif (339 bytes)Russian version

HORTICULTURAL THERAPY: Botanic Gardens Resources for Social Adaptation and Rehabilitation [pdf version in Russian language to download]

Sizykh S.V., Kuzevanov V.Ya., Belozerskaya S.I., Peskov V.P.
Botanic Garden of Irkutsk State University,
Irkutsk School for Children at-risk
Irkutsk State Pedagogical University

САДОВАЯ ТЕРАПИЯ: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации [электронная версия книги]

Сизых С.В., Кузеванов В.Я., Белозерская С.И., Песков В.П.
Ботанический сад Иркутского государственного университета, 
Иркутская областная спецшкола для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания,
Иркутский государственный педагогический университет

Что такое садовая терапия
На чем основана садовая терапия
В чем польза Садовой терапии
Чем занимаются садовые терапевты
Растения для Сада терапии
Программы Садовой терапии в зарубежных ботанических садах. Лучший опыт
    Чикагский ботанический сад (Чикаго, штат Иллинойс, США)
    Холден Арборетум (город Кливленд, штат Огайо, США)
    Королевский Ботанический сад (город Гамильтон, Канада)

Реабилитация детей и подростков с девиантным поведением и специальными нуждами. Опыт Ботанического сада в Иркутске
    Трудные подростки
    Дети-сироты
    Дети-инвалиды
Заключение
Библиография
[Полная электронная версия книги]

Что такое садовая терапия

    Садовая терапия – это процесс использования растений и сада для улучшения благосостояния через воздействие на разум, тело и душу человека.

    Американская Ассоциация Садовой Терапии определяет садовую терапию (садоводческая терапия, horticultural therapy, therapeutic horticulture) как дисциплину, которая профессионально использует растения и садоводческие технологии для терапии и реабилитации.

    Известно, что работа с растениями благотворно влияет на физическое и психологическое благополучие человека и является одним из старейших видов активной терапии. Терапевтические, реабилитационные и образовательные дисциплины используют растения, садоводство и другие виды деятельности на природе как мотивационный инструмент для улучшения социального, психологического и физического благосостояния детей и взрослых.

    Садовая терапия как социальный инструмент может пониматься в широком или узком смыслах. В широком понимании - это комплексное влияние на улучшение социальной адаптации, реабилитации, корректировки поведения людей. В узком смысле Садовая терапия – это метод лечения людей с физическими и психическими недостатками или проблемами. Она относится к мягким ненавязчивым методам воздействия, которые оказывают комплексное, но не до конца изученное влияние на человека.
Садовая терапия опирается на взаимодействие человека с природой, рассматривая взаимодействие человека и природы как процесс постоянного сопроживания, соучастия, эмпатии. Садовая терапия помогает человеку лучше понять свое место в мире через процесс рефлексии, направленный как на себя, так и на окружающие человека растения.

    Для реабилитации и социальной адаптации людей с физическими и умственными проблемами, детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, лечения пациентов с психическими травмами, пострадавшими от катастроф, критических ситуаций, людей, испытывающих хронический стресс, используются различные нетрадиционные методы терапии – арт-терапия, гиппотерапия (с использованием лошадей), дельфинотерапия и садовая терапия. На кого направлены программы садовой терапии. За рубежом они имеют широкое применение для людей со специальными нуждами и широко используются в учреждениях социальной защиты (дома престарелых, центры для пенсионеров, детские дома, интернаты), школах, госпиталях, хосписах, тюрьмах, реабилитационных центрах для людей с алкогольной и наркотической зависимостью и учреждениях для людей с психическими проблемами. При них часто создаются специальные сады, для того, чтобы у пациентов была возможность контактировать с живыми растениями.

    Недавно британские ученые обнародовали свое заключение о том, что занятия садоводством и огородничеством оказывают самое положительное влияние на тех, кто в силу различного рода отклонений испытывает трудности с учебой.  Вовлечение детей в садоводство и огородничество - это одна из самых модных тенденций сегодняшней Британии. Еще пять лет назад лишь 49 школ страны имели собственные «органические» огороды - то есть те, где не применяются химические удобрения. Сегодня этих школ тысяча четыреста. Впрочем, дело не только в том, чтобы научить детей выращивать зелень. Важно привить им уважение к природе, умение ценить ее, наблюдать за ней и умение вести
здоровый образ жизни.

    В США и Канаде сотни госпиталей работают с растениями, обеспечивая мощную форму терапии для пациентов с эмоциональными и физическими проблемами. Зарегистрировано более 250 профессиональных садовых терапевтов в Северной Америке, успешно работающих в разных организациях, от домов престарелых до тюрем, школ и госпиталей. Они пытаются облегчить ментальные и физические недостатки и создать творческие, рекреационные и профессиональные активности для людей, которые часто имеют очень ограниченные возможности самореализации. В США ежегодно проводится национальная неделя Садовой терапии, конференции, международные симпозиумы. Многие университеты США и Канады готовят профессиональных садовых терапевтов. В России пока такая профессия отсутствует в перечне специальностей.

    Статистика показывает, что садоводство находится на одном из первых мест среди занятий людей старше 55 лет. Общество стареет, и хотя возраст сам по себе не относится к ограниченным возможностям, физические возможности уменьшаются, и появляются некоторые заболевания, уменьшающие физическую активность. Возраст не должен быть барьером для садоводства. Существует широкий спектр программ садовой терапии, адресованных все возрастающему числу пожилых людей. Они включают как специальные методы, используемые в клинических условиях, так и уход за растениями в общественных садах.

На чем основана садовая терапия

    Разумная физическая нагрузка и закаливание на свежем воздухе укрепляют здоровье. Кроме того, мы получаем заряд энергии, устанавливается эмоциональный баланс, запускаются механизмы звуко-, арома- и цветотерапии и т.д. Зрительные образы, звуки и запахи, которые окружают нас, тактильные контакты оказывают огромное влияние на эмоции людей. Некоторые из очевидных преимуществ садовой терапии включают: обеспечение физической активности, обеспечение чувственной стимуляции, появление мотивации, улучшение концентрации внимания и развитие памяти, облегчение эмоциональной боли от тяжелой утраты, воспитание чувства любви к себе и веры в себя, чувства ответственности, уменьшение стресса и снятие агрессии, возможности для социализации, улучшение координации движения рук и получение начальных рабочих навыков.

В чем польза Садовой терапии

Главная цель Садовой терапии – улучшить физическое и психическое состояние человека. Польза Садовой терапии может быть видна в четырех областях – интеллектуальной (познавательная), социальной, эмоциональной (психологическая) и физической (физическое развитие или реабилитация).

Сад терапии (участок Садовой терапии, Enabling Garden) проектируется так, чтобы сделать садоводство доступным и приносящим удовольствие. Он свободен от барьеров, растения и садовые структуры приспособлены для людей с ограниченными возможностями, в том числе, для пожилых людей, людей на инвалидных колясках и др. Соответствующим образом спроектированный, Сад терапии не создает никаких физических барьеров в садоводстве. Ведь для увлеченных садоводов самое худшее, что может случиться, это вынужденное прекращение любимого занятия. Если человек передвигается на инвалидной коляске, имеет проблемы с равновесием, или ему физически трудно выполнять традиционные садовые работы, можно уменьшить или убрать препятствия, адаптируя Сад для его возможностей. Садоводство можно сделать более комфортабельным, если правильно организовать и обустроить дорожки, выбрать растения, использовать облегченные способы ухода за растениями, использовать удобные сиденья и иметь в саду затененные участки.

Чем занимаются садовые терапевты

Садовые терапевты планируют и организуют садоводческие программы, вовлекая в них различные группы людей. Связанные с растениями мероприятия и программы могут проводиться в течение всего года, как на открытом воздухе, так и в помещениях (создание контейнерных садов в помещении, уход за садом). Каждая программа разрабатывается для конкретной целевой группы и ориентирована на ее нужды.

Растения для Сада терапии

    Множество растений может употребляться для целей садовой терапии, но первое, с чего начинается выбор растений для Сада терапии – они должны быть безопасны. Нельзя или не рекомендуется брать растения ядовитые (олеандр, аконит, клещевина, паслен, прострел, чемерица, белладонна и др.), колючие (кактусы), вызывающие аллергические реакции (полынь и др.), имеющие едкий сок (борщевик, лютик едкий и др.), содержащие наркотические или галлюциногенные вещества (дурман обыкновенный, конопля и др.). Следует особенно избегать растений, сок которых при попадании на кожу и при одновременном воздействии солнечных лучей вызывает фотохимический ожог (пастернак, борщевик и др.). Желательно использовать растения, которые выделяют фитонциды, оздоравливают воздух в помещениях, убивая патогенную микрофлору (Цыбуля, Фершалова, 2000). Например, хлорофитум, бегонии, мирт, пеларгония, туя и др. Например, особый интерес для людей с проблемами зрения имеют душистые растения или те, которые приятно потрогать, с необычной и приятной на ощупь текстурой. Поэтому для грамотного подбора растений для Сада терапии требуется консультация опытного специалиста-ботаника.

Программы Садовой терапии в зарубежных ботанических садах. Лучший опыт

Чикагский ботанический сад (Chicago Botanic Garden, Чикаго, штат Иллинойс, США)
Программа садовой терапии в Чикагском ботаническом саду имеет 20-летнюю историю сотрудничества с 150 социальными агентствами, занимающимися здоровьем людей.

Холден Арборетум (Holden Arboretum, город Кливленд, штат Огайо, США)
Проводит тренинги для специалистов в области охраны здоровья, помогает создавать программы реабилитации для различных учреждений, проводит такие программы в социальных учреждениях, реабилитационных центрах.

Королевский Ботанический сад (Royal Botanic Gardens in Hamilton, город Гамильтон, Канада)
Проводит программы садовой терапии на протяжении 37 лет. Участвует в профессиональной подготовке специалистов – садовых терапевтов в колледжах. Министерство Здравоохранения провинции Онтарио, признавая эффективность Садовой терапии, выступило инициатором создания Канадской Ассоциации Садовой терапии.

Реабилитация детей и подростков с девиантным поведением и специальными нуждами. Опыт Ботанического сада в Иркутске

После прохождения некоторыми сотрудниками Ботанического сада ИГУ (БС ИГУ) стажировки в Чикагском ботаническом саду, в том числе по программе садовой терапии, стало возможным с 1999 г. применить некоторые методы в нашей работе с трудными подростками, а также детьми-сиротами и инвалидами в Иркутске. Садовая терапия как подход имеет коррекционную направленность, т.е. предполагает исправление недостатков развития личности девиантных подростков, коррекцию особенностей психики и поведения детей и подростков с некоторыми нарушениями психического развития через активное вовлечение в процесс выращивания растений. Многие дети и подростки имеют проблемы с адаптацией в социальной среде. Особенно это относится к подросткам, не имеющим родителей либо из неблагополучных семей. Им сложно адекватно воспринимать окружающую среду и найти себе место в обществе. Часто они ничем не заняты, предоставлены сами себе, вынуждены самостоятельно искать себе пропитание. Поэтому многие идут на преступления, становятся наркоманами и алкоголиками, попадают в специальные учреждения. Такие дети часто бывают жестокими, замкнутыми, эмоционально неустойчивыми, их поведение трудно предсказать.

Трудные подростки. С 1999 года сотрудники Ботанического сада ИГУ  совместно с педагогами и психологами начали инициативный проект по применению садовой терапии для детей и подростков специальной иркутской школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания (возраст 11-14 лет), имеющих криминальное прошлое. Подростки были изолированы в специальной школе в связи с совершением особо тяжких преступлений (убийства, изнасилование, грабежи и т.п.). Эти воспитанники регулярно в течение всего года участвуют в садовых работах в оранжереях и на коллекционных участках БС ИГУ. Также эти ребята занимаются огородничеством, ухаживают за садовыми и комнатными цветами на территории своей спецшколы. Формы работы с детьми в Ботаническом саду – овладение практическими навыками ухода за растениями во флористических коллекциях. Сюда входит также изготовление флористических композиций, проведение тематических викторин, уроков, тематических игр и праздников по согласованному со школой плану. Программа занятий с каждой группой рассчитана на 3 года (с 5 по 7 класс средней школы). Такие дети, как правило, видели в своей жизни мало хорошего, и сильное положительное эмоциональное впечатление от посещения Ботанического сада отпечатывается в их сознании надолго. В течение трехлетнего курса занятий, приходя в БС ИГУ один раз в неделю, дети получают знания и практический опыт, работая с различными группами растений (овощные, цветочные культуры, плодово-ягодные и декоративные древесно-кустарниковые растения, комнатные растения). Под руководством сотрудников Сада они учатся готовить различные типы почвенных субстратов, сеять семена овощных, цветочных и древесно-кустарниковых культур, пикировать сеянцы, высаживать рассаду, черенковать комнатные растения и ягодные культуры, прививать плодовые культуры, подкармливать, мульчировать и т.д. – то есть осваивают практические навыки выращивания растений. Для воспитания чувства ответственности у каждого ребенка есть закрепленное за ним растение, за которым он имеет возможность регулярно наблюдать и ухаживать. Каждый ребенок ведет дневник наблюдений, где отмечает все изменения, происходящие как с растением, так и лично с ним. Например, подросток из числа малолетних преступников так описывает наблюдения за растением и свои ощущения: "Я чувствую, что он [цветок] помогает мне работать с ним. Мне хорошо, я его люблю. Корни прижились, выглядит хорошо. Что я чувствую? Мне хорошо, я его люблю. Я чувствую радость, что цветок в хорошем состоянии и, наверное, цветок тоже радостный".  

    В целом, психологами отмечается положительная динамика личностного роста воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии в БС ИГУ. Наблюдаются существенные изменения в личностной сфере воспитанников спецшколы, проходящих курс садовой терапии. По сравнению с началом занятий уже к середине учебного года у подростков значительно снижается уровень личностной тревожности. Большая часть таких подростков адекватно оценивают свои способности и возможности в достижении успеха в деятельности и общении. Эти учащиеся отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большой продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. У всех воспитанников, проходящих курс садовой терапии, позитивное отношение к себе и окружающим. В садоводческой группе выявляется более благополучный уровень межличностных отношений. Подростки стремятся к сотрудничеству, у них выражена готовность помогать и сочувствовать окружающим, ответственность, доброжелательность, коллективизм. Развивается самостоятельность, умение принимать решения. Работа с разными видами растений, знание их названий способствует расширению кругозора, развитию памяти, стремлению к познанию нового, повышению экологической грамотности. Работа с мелкими семенами (в процессе их сбора, очистки, посева) способствует развитию моторики рук, улучшается зрительно-моторная координация. Дети, прошедшие курс садовой терапии, положительно отличаются от остальных воспитанников школы. Поэтому с уверенностью можно говорить о положительном влиянии садовой терапии на воспитание девиантных подростков, коррекцию их поведения, направление его в социально-положительное русло. Опыт Ботанического сада ИГУ показывает, что садовую терапию можно рекомендовать для испытания и внедрения в других ботанических садах России как элемент системы воспитания и дополнительного образования.

Дети-сироты. В 1994-1998 гг. БС ИГУ проводил инициативный проект по применению методов садовой терапии для детей-сирот из детского дома (возраст от 7 до 14 лет). Был отведен специальный участок – "Детский сад", на котором проводились практические занятия с этими детьми. В зимнее время занятия проводились в оранжерее. Главной целью проекта было научить детей понимать мир природы, развить в них умение восхищаться природой, дать им основные навыки по выращиванию растений для того, чтобы уметь прокормить себя, дать начальные навыки для выбора профессии в дальнейшем. Дети совместно с сотрудниками Ботанического сада планировали свой участок, сами высаживали растения, ухаживали за ними, сами собирали урожай. После окончания проекта дети рисовали свой будущий сад. Для детей-сирот, живущих в городе, участие в этой программе было уникальной возможностью для саморазвития и общения с миром живой природы. О положительных результатах применения методов садовой терапии с детьми-сиротами было доложено на 3 Международном Конгрессе Ботанических садов по образованию, проходящем в Нью-Йорке в 1996 г. (Sizykh, Kuzevanov, 1997).

Дети-инвалиды. Сотрудники БС ИГУ работали с детьми-инвалидами, обучающимися в Иркутском детском доме-интернате №1 для умственно отсталых детей. Нюансы работы с детьми с ограниченными возможностями тесно связаны с особенностями их психики и поведения. В основном, приходилось работать с ребятами, страдающими задержкой психического развития (ЗПР) тяжелой степени, вызванной органическими повреждениями различной природы. Практические занятия проводили для двух категорий подростков: обучаемых и необучаемых, соответственно перед ними ставились и разные задачи. Обычно группу, состоящую из 10-12 человек, разделяли на 3-4 подгруппы, каждая из которых находилась под непрерывным присмотром одного взрослого воспитателя, педагога или же сотрудника Ботанического сада. Каждой подгруппе давали простое, заранее утвержденное задание. По мере его выполнения детей обязательно нужно было словесно, причем довольно часто, поощрять, т. к. ребята с ограниченными возможностями в психическом плане очень эмоционально привязчивы, они требуют очень много внимания и понимания со стороны взрослых. Отметим, что детям с задержкой психического развития нужно давать четкие, просто сформулированные, простейшие задания, не требующие самостоятельного либо же творческого подхода, т.к. они способны выполнять только простейшую алгоритмизированную работу в силу своих особенностей. Положительным моментом при работе с такими детьми является то, что они нередко обладают большой физической силой, поэтому им можно поручать, например, перекопку грядок. Но их внимание очень рассеянно - монотонные простые задания ребята могли выполнять, не отвлекаясь, в течение 3-5 мин., затем обязательно нужно было предложить новый вид деятельности, причем уровень сложности его выполнения не должен был превышать первоначальный. Также отметим, что для таких детей очень важен ритм и режим деятельности. Они тяжело воспринимают какие-либо быстрые изменения, связанные с заданием, поэтому практические занятия проводились обычно в первой половине дня один раз в неделю и длились не более полутора-двух часов.

Заключение

    Садовая терапия – недорогой способ реабилитации и социальной адаптации. Поэтому она доступна для большинства специализированных учреждений, которые имеют дело с разными возрастными и социальными группами людей со специальными нуждами или ограниченными возможностями, при условии грамотной постановки работы и консультировании квалифицированными специалистами. Этот метод может опираться на уже существующие ресурсы университетских ботанических садов и использовать местные материалы и растения. 

    Несмотря на очевидную пользу и результативность, механизмы влияния Садовой терапии на человека пока до конца не выяснены, поэтому для их изучения и эффективного внедрения требуются серьезные научные исследования с привлечением широкого круга специалистов (психологов, психиатров, терапевтов, педагогов, ботаников, ландшафтных дизайнеров и др.).

    Общие принципы Садовой терапии, применяемые с целью улучшения качества жизни и развития людей с особыми нуждами, полностью соответствуют «Всеобщей Декларации прав человека» 1948 года, «Декларации прав ребенка» 1959 года, «Декларации о правах инвалидов» 1975 года, а также принятым в
1993 году ООН «Стандартным правилам уравнивания возможностей людей с физическими и психическими недостатками». 

Для успешного применения подходов Садовой терапии и устройства специализированных Садов терапии должно быть налажено непосредственное взаимодействие и сотрудничество между профессионалами (ботаниками, психологами, медиками, ландшафтными архитекторами, инженерами, строителями) в интересах людей со специальными нуждами. Только в этом случае может быть достигнут определенный прогресс. От использования Садовой терапии можно ожидать многие выгоды как для самих участников терапевтического процесса, так и для общества. Например, Садовая терапия (Chicago Botanic Garden 2000) как комплексный способ воздействия на людей:
1.    Содействует активному участию в полезной деятельности.
2.    Обеспечивает стимуляцию и развитие чувств.
3.    Предоставляет возможности для осознанной социально важной деятельности.
4.    Формирует возрастающее чувство уверенности в себе и в своих возможностях.
5.    Развивает способность к концентрации, внутренней мотивации.
6.    Тренирует ловкость рук и дает навыки практической работы.

    В мире уже имеется много примеров, где взаимодействие с растениями оказывает положительное влияние или облегчает жизнь самых различных слоев и групп общества: детей и молодежи, пожилых и стариков, инвалидов, жертв преступлений, пациентов с онкозаболеваниями и с болезнью Альцгеймера, ментальными проблемами, наркоманов и алкоголиков, безработных и бездомных, участников боевых действия или лиц, пострадавших от военных или террористических акций и др. Многое в эффектах Садовой терапии на людей еще остается неизвестным и требует специальных систематических исследований. Сам по себе, этот подход ни в коем случае не может быть "панацеей", способной заменить апробированные медицинские или психиатрические положительные методы лечебного или воспитательного воздействия на людей. Поэтому Садовая терапия может рассматриваться, скорее, как дополнительный способ социальной адаптации и реабилитации, улучшения качество жизни.

    Разнообразные ресурсы Ботанических садов и других аналогичных учреждений России могут эффективно использоваться для этих целей. Авторы надеются, что эта брошюра подвигнет заинтересованных специалистов и родителей к попытками использовать, изучать и развивать Садовую терапию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.
  2. Декларация прав ребенка. Провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
  3. Декларация о правах инвалидов. Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года.
  4. Джексон П.В. 2001. Анализ коллекций и научно-технической базы ботанических садов //Информационный бюллетень СБСР и ОМСБСОР, Москва, 2001. Вып.12.- С.59-65
  5. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: Образовательные, научные и социально-экологические аспекты. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2005.- 243 с.
  6. Сизых С.В., Кузеванов В.Я. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии // Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2003 г.).- Москва, 2004.- С.64-68
  7. Цыбуля Н.В., Фершалова Т. Д. 2000. Фитонцидные растения в интерьере. Оздоравливание воздуха с помощью растений. Новосибирское книжное издательство. - Новосибирск, - 111 с.
  8. Airhart D. L., Willis T., and Westrick P. 1987. Horticultural Training for Adolescent Special Education Students. Journal of Therapeutic Horticulture, №2, P.17-22.
  9. Barnes M. 1996. Designing for Emotional Restoration: Understanding Environmental Cues. Journal of Therapeutic Horticulture. №, P.811-814.
  10. Chicago Botanic Garden. 2000. The Buehler Enabling Garden: Gardening for People of All Abilities. Brochure VP0115, 4 p.
  11. Cole C. Fruits of the Earth. NCTRH Newsletter. 1975. 2:5:3 
  12. Cornille T. A., Rohrer G. E., Phillips S. G., and Mosier J. G. 1987. Horticultural Therapy in Substance Abuse Treatment. Journal of Therapeutic Horticulture № 2, P. 3-8.
  13. Daubert J.R., Rothert E.A. 1981. Horticultural Therapy for the Mentally Handicapped. Chicago Horticultural Society, P.118
  14. Durham R.A., Kenline N.G. 1996. The Walter and Alice Borgeest Garden at Friends Hospital. Journal of Therapeutic Horticulture. №8, P.53-55.
  15. Houseman D. 1986. Developing Links between Horticultural Therapy and Aging. Journal of Therapeutic Horticulture. №1, P.9-14.
  16. Kuzevanov V., Sizykh S. 2006. Botanic Gardens Resources: Tangible and Intangible Aspects of Linking Biodiversity and Human Well-Being. Hiroshima Peace Science. 28, P. 113-134
  17. Langer E. J., Rodin J. 1976. The Effects of Choice and Enhanced Personal Responsibility for the Aged: A Field Experiment in an Institutional Setting. J. Personality & Social Psychol. 34:2, P.191-198
  18. Lewis C. 1996. The Meaning of Plants in Our Lives. Green Nature/Human Nature.
  19. Relf D. (ed.). 1992. The Role of Horticulture in Human Well-Being and Social Development. Timber Press. 254 p.
  20. Rothert G. 1994. The Enabling Garden. Creating barrier-free gardens. Taylor Publishing Company. Dallas. 148 p.
  21. Simson S.P. and M.C. Straus. 2003. Horticulture as therapy. The Haworth Press. Binghamton, New York.
  22. Sizykh S., Kuzevanov V. The first gardening experience for orphaned children in Siberia / Plants, People and Planet Earth – the role of botanic gardens in sustainable living: Proceedings of the Fifth Int. Botanic Gardens Conservation Congress, Cape Town, South Africa, 1998 (Электрон. ресурс).- Cape Town, South Africa, 2001.- (СD-ROM)
  23. Song Ji-Hyun. 1997. An Experimental Study on the Effects of Horticultural Therapy with Special Reference to the Negative Symptoms of Schizophrenia. Thesis at Graduate School of Korea University.
  24. Sizykh S. 2001. A new educational tool for Siberians and Ecotourists //Teaching for the 21 Century: Botanic Garden Education for a New Millennium: Proceedings of the Third Int. Congress on Education in Botanic Gardens (6-10 Sept. 1996, New York). –New York, 2001.- P.107-108
Воспитанники Иркутской специальной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания участвуют в обучающей игре "Охрана природы" в учебном классе Ботанического сада ИГУ   
Воспитанники Иркутской специальной школы  участвуют в обучающей игре  в учебном классе Ботанического сада ИГУ На занятиях по программе Садовой терапии в классе Иркутской специальной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания
 
Воспитанники Иркутской спецшколы учатся готовить гряды для посева семян деревьев в питомнике Ботанического сада ИГУ Рабочие столы (поднятые грядки) для учебных целей и выращивания растений на участке Садовой терапии в Ботаническом саду ИГУ


 

You can download electronic versions of this book from http://bogard.isu.ru/ht_download_e.htm

 

Visitor No:
Rambler counter


Page created 25 December 2006


www.yandex.ru

Ботанический Сад ИГУ - Home page of the Botanic Garden of ISU

ЗДОРОВЬЕ.RU Каталог сайтов - Добавить сайт

eXTReMe Tracker
Cited by APORT